Ахалтекинская лошадь, или ахалтекинец, — верховая порода, выведенная народами древних цивилизаций Парфии, Бактрии, Гетами населявших территорию современного Туркестана предположительно около 5000 лет назад. Это древнейшая из культурных пород, оказавшая влияние на многие породы — арабскую, чистокровную верховую (или английскую скаковую, англ. Thoroughbred) и др. Относится, наряду с чистокровной верховой и арабской, к числу чистокровных пород, так как является эталонной верховой лошадью и на протяжении 5000 лет не имела скрещиваний с другими породами. Хорошо приспособлена к сухому жаркому климату и прекрасно акклиматизируется в других условиях.
История породы
Ахалтекинская лошадь — настоящее произведение искусства в области селекции, результат труда многих поколений коневодов, наследие великих коневодческих культур древности. Арминий Вамбери, путешествовавший по Средней Азии в XIX веке, писал:
«Эти красивые животные стоят всех потраченных на них трудов… В самом деле существа удивительные, ценимые сынами пустыни дороже жён, дороже детей, дороже собственной жизни. Рассказы об их беге и выносливости вовсе не преувеличены.»
История этой породы начинается в далёкой древности, в те времена, когда многочисленные ираноязычные народы, населявшие территорию Средней Азии, начали выводить лошадей, которые превосходили бы всех прочих по силе и красоте. Древние иранцы были знакомы с лошадью не понаслышке, у них существовал настоящий культ коня. Напротив, соседствовавшие с иранцами древние цивилизации долгое время не имели лошадей, и лошади в Месопотамию, Древний Египет и другие страны Ближнего Востока и Средиземноморья проникали со стороны Средней Азии и Закавказья.
Во времена античности «портрет» коневодства Средней Азии можно составить по высказываниям греческих и римских историков и географов. Геродот пишет: «Есть в Мидии равнина Несея, где водятся величественные кони». Под Несеей, по-видимому, подразумевалась нынешняя Нишапурская равнина в сопредельных с Туркменией районах северного Ирана. Другие авторы отмечают, что несейские кони были лучшими в мире, и на них ездили персидские цари.
В последующие эпохи эти лошади появляются под другими именами, но внимательное изучение показывает, что это была одна и та же порода, переходившая по наследству от старых культур к новым. Преемственность прослеживается даже по характерным мастям: Геродот пишет, что «Ниса (столица Парфии) всех лошадей имеет жёлтых», а лошади, которых нашли воины Александра Македонского на территрии нынешней Туркмении, были «белой и радужной масти, а также цвета утренней зари». По-видимому, для древних иранцев золотистая масть имела сакральный смысл, ведь конь посвящался божеству солнца.
В старину в России ахалтекинец был известен под именем аргамак — впрочем, так называли любую лошадь восточной породы. Ахалтекинская кровь течёт во многих российских породах — особенно в донской и русской верховой. Огромен её вклад и в коневодство Востока и Запада. Считают, что именно ахалтекинцы были среди предков чистокровной верховой породы, начиная с XIX века занимающей первое место по влиянию на другие породы. В истории формирования арабской породы также прослеживается ахалтекинское влияние (правда, в те давние времена современного названия «ахалтекинец» еще не существовало). По словам крупнейшего советского ипполога В. О. Витта, ахалтекинская порода — это «золотой фонд культурной верховой лошади всего мира, последние капли того источника чистой крови, который создал всё верховое коннозаводство».
В средневековье в Средней Азии утвердились тюркские племена. Прошли века, и многие районы Средней Азии заговорили по-тюркски, но сами пришельцы при этом многое восприняли из культуры аборигенов и смешались с ними. Те же современные туркмены в антропологическом типе имеют многие черты древнего иранского населения. От древних бактрийцев и парфян унаследовали туркмены и замечательную породу, которую сохранили в чистоте и во всех её лучших качествах.
Туркмены были большими любителями скачек и относились к подготовке лошадей со всей серьёзностью. Опыт в этом деле передавался из поколение в поколение. Советские учёные, исследовавшие ахалтекинскую породу, отмечали, что система тренировки туркменских тренеров-сейисов имела много общего с системой подготовки чистокровных верховых лошадей к скачкам на ипподромах Европы. Фактически ахалтекинец — одна из самых резвых пород мира, и весь склад этой лошади выдаёт в ней прирождённого скакуна.
В советское время ахалтекинскую породу лошадей разводили не только в Туркменской ССР, но и на территории Казахской ССР, Таджикской ССР и РСФСР. В тот период селекционная работа с породой была направлена прежде всего на существовашие тогда некоторые недостатки экстерьера, а также на увеличение роста. Сегодня Россия обладает основным и качественно лучшим поголовьем лошадей ахалтекинской породы. Ахалтекинцев разводят в конных заводах Ставропольском № 170, имени Владимира Шамборанта «ШаЭль», в ряде заводов Дагестана, Калмыкии и Московской области.
Сегодняшняя ахалтекинская лошадь отличается от тех, что были 100, 300 и 1000 лет назад лишь более крупным ростом и более правильным телосложением. Все уникальные особенности породы, как внешние, так и внутренние были сохранены.
Современное название было дано породе по месту, где эти лошади были сохраненны в чистоте в оазисе Ахал, узкой полосой тянущегося вдоль северного подножия Копет-Дага от Бахардена до Артыка, который населяло туркменское племя теке (или текинцев). Аналогично возникли названия этой породы и в других языках, например: англ. Akhal-Teke, фр. Akhal-Teke, нидерл. Akhal-Teke, нем. Achal Tekkiner, швед. Achaltekeer и т. д.
Общая характеристика
Ахалтекинец имеет весьма замечательной крепости экстерьер, славится изяществом и нарядностью форм, эластичными, красивыми движениями. Кто хоть раз видел представителей этой породы, не спутает их с другими лошадьми. Ахалтекинцы имеют достаточно крупный рост (в среднем около 160 см в холке у жеребцов), чрезвычайно сухую конституцию. Глядя на их формы, невольно делаешь аналогии с борзой собакой или гепардом. Во всём облике преобладают длинные линии. Другие промеры жеребцов: косая длина туловища — 160—165 см, обхват груди — 175—190 см, обхват пясти — 19-20 Ахалтекинская лошадь отличается своеобразным экстерьером
Грудь глубокая, холка высокая, длинная, круп хорошо обмускулен, мощный, слегка приспущенный. Очень своеобразны формы головы и шеи. Голова имеет прямой или горбоносый профиль, иногда со слегка выпуклым лбом, лицевая часть её утончённая и удлинённая. Уши длинные, тонкие, довольно широко расставленные. Глаза большие, выразительные, но имеют необычную удлинённую, немного раскосую форму и как бы глубоко посажены — так называемый «азиатский глаз». Шея очень высоко поставленная, тонкая, длинная с развитым затылком
Кожа тонкая, и сквозь неё легко проступает сетка кровеносных сосудов. Волосяной покров чрезвычайно тонок, нежен и шелковист; грива редкая и недлинная, а часто и почти вовсе отсутствует, чего не встретишь ни у одной другой породы лошадей. Темперамент пылкий.
Масти разнообразные, помимо обычных и встречающихся повсеместно гнедой, вороной, рыжей и серой, встречаются редкие буланая, соловая, изабелловая, караковая, бурая. Для всех мастей характерен яркий золотистый или серебристый оттенок шерсти. Кроме того, сама структура волоса ахалтекинца такова, что шерсть блестит как атлас. Так что часто эти лошади выглядят буквально сделанными из золота.
Особенности породы
Жизнь туркмен проходила в постоянных военных походах, набегах, стычках, и качество их лошадей было для них практически вопросом жизни и смерти. Конь был настоящим боевым другом туркменского воина, готовым, если нужно, защищать его при помощи зубов и копыт. Таким узам способствовали особые условия, в которых веками выращивались ахалтекинцы. На краю суровой пустыни Каракумы растительность, появившаяся ранней весной, выгорает уже к маю. Кочевники не могли держать табуны лошадей на выпасе, корма выращивались на поливных землях. Поэтому коней держали по одному-два на привязи у юрты и кормили их с рук. Заботились текинцы о своих конях так, как не заботился ни один степной кочевник.
Корм, пусть в небольших количествах, но самый лучший и калорийный: отборный ячмень, высушенная люцерна в снопиках, лепёшки, смазанные бараньим жиром. В экстремальных ситуациях в походе туркмены даже набивали рот коня салом.
Особенности кормления, традиционного тренинга и использования — сочетание резвых скачек на короткие дистанции и длинных изнурительных походов — всё это сказалось на экстерьере и интерьере (внутренних особенностях) породы: лошади стали поджарыми и сухими, без лишнего жира, необыкновенно выносливыми и не требовательными к количеству (но не к качеству) пищи.
Чтобы уберечь лошадь, стоящую под открытым небом, от зноя и холодов, её постоянно укрывали попонами из кошмы. В особо холодную погоду лошадей даже заводили в юрты. Жеребёнок рос как член семьи, окружённый лаской и вниманием.
В результате ахалтекинец стал лошадью с чрезвычайно тонкой психической организацией. Он умён, горд и не привык выставлять свои чувства напоказ. Его симпатию надо заслужить, но уж тому, кто сумеет стать ахалтекинцу другом, он будет служить верой и правдой и будет готов идти за своим хозяином в огонь и воду.
Ахалтекинец очень хорош для верховой езды, его движения эластичны и неутомительны для всадника. Ахалтекинцу можно доверить ребёнка и быть уверенным, что лошадь не причинит всаднику никакого вреда. При этом грубость или пренебрежение ранят текинца гораздо сильнее, чем многих других лошадей, а уж постоять за себя он умеет. Как и все чистокровные лошади, ахалтекинец никак не соответствует роли «спортивного снаряда», безропотно выполняющего любые требования всадника, он требует особого подхода. Поэтому многие спортсмены, привыкшие к более флегматичным и безотказным полукровным лошадям, считают ахалтекинцев тяжёлыми в работе. Но в руках умного и терпеливого всадника ахалтекинец способен на настоящие чудеса. Масть ахалтекинцев несколько напоминает золотистый цвет барханов
Будучи потомками диких и одомашненных лошадей, которые выращивались в условиях суровой пустыни и жили в песках Каракумов, ахалтекинцы не могли не унаследовать от своих предков невероятную выносливость и приспособленность к окружающим условиям. Кроме того, в результате искусственного отбора основными мастями текинцев стали золотисто-буланая, золотисто-гнедая, золотисто-игреневая (паломино) и бронзово-рыжая.
Именно условиям вязких песков ахалтекинцы обязаны своим необычным аллюрам: во время движения шагом и рысью, кажется, что лошадь плавно плывёт над землёй, не касаясь её ногами. Такой способ передвижения помогал ахалтекинцам с лёгкостью ходить даже по зыбучим пескам.
Несмотря на свою тонкую нежную кожу и очень короткую шерсть, ахалтекинская лошадь может переносить температуру в широком диапазоне — от −30 до + 50 °C, а также серьёзные перепады температур. Она может резвиться в российских снегах так же, как и в туркменских песках.
Внешняя хрупкость породы скрывает невероятную выносливость. Как повествуют историки, были случаи, когда раненый в бою сабельным ударом ахалтекинец уносил на своей спине двух взрослых мужчин, уходя с ними по зыбучим пескам. Да и в наши дни выносливость ахалтекинской породы неоднократно подтверждали рекордные многодневные походы и спортивные пробеги. Самый знаменитый пробег на ахалтекинцах состоялся в 1935 году по маршруту Ашхабад—Москва. Это расстояние было пройдено за 84 дня, причем пески Каракумов всадники преодолели за три дня без остановки на еду, питьё или сон. Все лошади остались здоровы и дошли до Москвы. Победителем того памятного пробега стал буланый жеребец Тарлан.
Как настоящие лошади пустыни, ахалтекинцы легко переносят жажду. Ведь в пустыне от колодца до колодца за день им часто приходилось преодолевать 100—150 км.
Использование ахалтекинской породы
Ахалтекинская лошадь, как верховая порода, имеет огромный потенциал, применимый во многих видах конного спорта. Скачки ахалтекинских лошадей были упорядочены с образованием СССР. Для скачек ахалтекинских лошадей были установлены все классические призы и все возрастные и половые группы, которые общеприняты в скачках чистокровных верховых лошадей. Это прежде всего приз «Дерби», основной приз для всех испытываемых на ипподромах лошадей, и все традиционные призы, где меняется лишь название, а дистанция остаётся классической, разработанной ещё в Англии.
Все основные призы, в том числе и «Всероссийское Дерби» для ахалтекинской породы проводятся на втором по величине и значимости скаковом ипподроме России — Пятигорском. Можно увидеть скачки на ахалтекинских лошадях и на Краснодарском ипподроме, а также на ипподромах городов Ашхабад и Ташкент. На Московском ипподроме ахалтекинские лошади впервые вышли на старт в 2005 году, когда для них был проведён розыгрыш призов «Русский Аргамак» и «Кубок имени Шамборанта».
Рекордная резвость ахалтекинцев в гладких скачках: двухлетки на 1000 м — 1 мин 03,5 с, трёхлетки на 2000 м — 2 мин 11,5 с, 2400 м — 2 мин 42 с.
В классических видах конного спорта ахалтекинцы также проявляют великолепный талант. Отличными конкурными спортсменами были жеребцы Араб (закончивший пробег Ашхабад—Москва на втором месте), Посман и Пентели. Особый прыжковый талант проявил именно серый Араб, преодолев на соревнованиях серьёзную для конкурной лошади высоту в 2 м 12 см.
Сын Араба вороной жеребец Абсент (Араб — Баккара 1952) прославил ахалтекинскую породу на весь мир. В 1960 году выступая в программе выездки на Олимпиаде в Риме Абсент и его всадник Сергей Филатов стали олимпийскими чемпионами. За всю олимпийскую историю выездки Абсент так и остался единственной лошадью — олимпийским чемпионом по выездке не немецкого происхождения и даже не имеющий ни капли крови немецких спортивных лошадей. Помимо звания олимпийского чемпиона Абсент также завоёвывал звание чемпиона Европы и был многочисленным победителем чемпионатов СССР. В 1964 году на Олимпиаде в Токио под седлом заслуженного мастера спорта СССР Сергея Филатова Абсент завоевал бронзовую медаль, а на Олимпиаде в Мехико уже под седлом Ивана Калиты разделил командное серебро советской сборной. Памятник выдающемуся представителю ахалтекинской породы установлен на его родине, в Казахстане на территории Луговского конного завода.
Сегодня ахалтекинских лошадей продолжают использовать в классических видах конного спорта, делая в основном упор именно на выездку — плавные, «летящие» движения ахалтекинских лошадей, а также их гармоничное телосложение имеют неоспоримый аргумент перед судьями.
Разведение ахалтекинских лошадей
В породе культивируют линии, восходящие в основном к знаменитому скакуну XIX века Бойноу: жеребцов Мелекуш (Бойноу — Ораз Нияз Карадышлы 1909), Эверды Телеке и Сапар Хан. Другими основными генеалогическими линиями в современной ахалтекинской породе являются линии Гелишикли (Факир Сулу — Гезель 1949), Араба, Каплана, Кир Сакара (Алгыр — Айден 1936), Еля (Тугурбай — Елкаб 1932) и Факирпельвана (Факир Сулу — Егоза 1951).
Ахлтекинских лошадей сегодня демонстрируют на скачках, а также шоу-рингах чемпионатов России и мира, а также на рингах крупных мероприятий, посвящённых лошадям, например, Международной конской выставке «Эквирос» в Москве. На Эквиросе ежегодно проводится шоу-чемпионат Кубок Мира, учреждённый конным заводом имени Владимира Шамборанта. Кубок Мира является крупнейшим событием смотром ахалтекинской породы.
В России лошади ахалтекинской породы разводятся в Ставропольском конном заводе, Конном заводе имени В. П. Шамборанта («ШаЭль»), Конном заводе имени Наиба Идриса и более мелких хозяйствах. Порода также культивируется во многих странах мира.
Введите слово или фразу для поиска: (например, «профендер»)
Пьяные попугаи затерроризировали жителей города Подробнее »
Школьник пошел в туалет и пережил нападение медведя-губача Подробнее »
Огромный крокодил целиком проглотил акулу на глазах у рыбаков Подробнее »