Муравьи используют для общения феромоны, с помощью которых определяют и статус соседа, и кто откуда пришёл, и много других вещей. Вспомним то, как муравьи прокладывают друг другу маршруты: один оставляет на земле регулярные химические метки, которые другие могут прочитать и пройти тем же путём — например, к добыче или обратно к колонии. Общение феромонами настолько развито и настолько сложно, что на другие органы чувств у муравьёв исследователи просто не обращали внимания, полагая, что весь обмен информацией происходит с помощью обоняния.
Однако несколько лет назад выяснилось, что многие муравьи (например, из рода Myrmica) издают звуки, и делают это специально. На брюшке насекомых нашли некий вырост, за который муравьи дёргали лапками, — от этого и получался звук. Тогда исследователи пришли к выводу, что такой своеобразный шум служит чем-то вроде сигнала тревоги, когда колонии угрожает нападение.
Зрелая куколка муравья Myrmica scabrinodis (фото авторов работы). |
Причём, как утверждают исследователи из Центра экологии и гидрологии при Совете по исследованию окружающей среды (Великобритания), способность издавать акустические сигналы есть не только у взрослых особей, но даже у куколок. У молодых куколок ткани экзоскелета ещё мягкие и не подходят для того, чтобы производить звуки, но по мере созревания они твердеют, и куколке становится охота пошуметь. Вместе с коллегами из Оксфорда (Великобритания) и Туринского университета (Италия) учёные, используя сверхчувствительные микрофоны, подслушали звуки, издаваемые куколками муравья Myrmica scabrinodis. Как они пишут в журнале Current Biology, личинки и незрелые куколки муравьёв были полностью безмолвны, а вот зрелые куколки издавали короткие звуковые сигналы, которые объединялись в серию импульсов. Анализ показал, что сигналы куколок — это просто упрощённая версия «взрослых» сигналов.
Эксперименты со взрослыми муравьями показали, что насекомые, заслышав такой шум, стремятся к его источнику, исследуют его своими антеннами, после чего предпринимают защитные действия. Реакция была одинаковой как на «взрослые» звуки, так и на сигналы куколок. То есть в обоих случаях это было что-то вроде призыва о помощи. Исследователи поставили ещё один опыт, в котором у некоторых зрелых куколок удалили вырост, с помощью которого можно было издавать звуки, и разворошили муравьиное гнездо, поместив куколок и личинок на открытое пространство. Взрослые особи сразу же начали спасать потомство, делая это в определённом порядке: сначала зрелые куколки, потом незрелые, потом личинки. Если же у зрелых куколок удаляли их «погремушку», то они будто становились невидимыми для взрослых, на них просто переставали обращать внимание.
С одной стороны, куколки не принимают активного участия в социальной жизни колонии, с другой — им зачем-то нужен ещё один канал связи. Исследователи полагают, что звуковые сигналы нужны куколкам для того, чтобы скомпенсировать недостаточность химических средств. Возможно, организму зрелой куколки, в отличие от личинок и молодых куколок, не хватает каких-то ресурсов, он временно оказывается лишён каких-то химических сигналов, и потому им приходится восполнять эту недостачу шумом.
Введите слово или фразу для поиска: (например, «профендер»)