Кровососущих комаров можно без преувеличения назвать самыми опасными дикими животными. Ежегодно разносимые ими инфекции поражают десятки миллионов людей, и немало из этих болезней смертельны. Неудивительно, что биологи и медики из разных стран пытаются лучше понять детали строения и образа жизни комаров, чтобы найти способы нейтрализовать эту постоянную и серьезную угрозу.
Ведется и мониторинг потенциальной опасности, для чего специалисты используют лабораторных животных (обычно куриц и свиней), стараясь отслеживать появление вирусов. В 2010 году эту задачу удалось упростить, используя сравнительно несложную ловушку для ловли комаров и исследования состава их слюны. Однако и такое решение оказалось неидеальным: с каждым укусом ловушки насекомое выделяет менее пяти нанолитров слюны, и для обнаружения в ней вирусных частиц приходится набирать как можно больше укусов и работать на пределе разрешающей способности медицинских инструментов.
В новой статье, опубликованной в Journal of Medical Entomology, эта система получила усовершенствование и позволила обнаружить следы опасных арбовирусов. Для этого Скотт Ритчи (Scott Ritchie) и его коллеги из австралийского Университета Джеймса Кука решили использовать не слюну, а мочу комаров: за один раз ее выделяется около 1,5 микролитра, и набрать нужное количество намного легче. Доработав ловушки и наполнив их источником углекислого газа для привлечения кровососов, ученые испытали их в Квинсленде.
В общей сложности в «полевых условиях» было развернуто 29 ловушек. Привлеченные запахом комары оказывались внутри и время от времени выделяли мочу, которая проходила через сетчатый фильтр и собиралась на дне. Для усиления мочеиспускания ученые создавали внутри влажную среду. Анализ собранной жидкости действительно позволил найти в ней присутствие вирусов, вызывающих лихорадку Западного Нила, Денге и чикунгунью.
По мере того как из-за глобального потепления эти тропические болезни распространяются во все более умеренные широты, такие ловушки — детекторы инфекций могут спасти немало новых жизней. Во всяком случае, до тех пор, пока ученые не найдут эффективных способов лечения.