Инсектициды делают муравьёв самоубийственно агрессивными

Инсектициды стремительно утрачивают доверие общественности — если не широкой, то по крайней мере научной. Оказалось, что предельно допустимые концентрации этих препаратов сильно завышены и что, возможно, вообще нет такого понятия, как «безопасная доза» инсектицида. С другой стороны, накапливаются данные, что эти яды, кроме вредителей, убивают ещё и полезные виды: скажем, неоникотиноиды губят пчёл и навозных червей.

Однако те же неоникотиноиды могут быть в каких-то отношениях довольно полезными — например, в деле избавления экосистемы от инвазивных видов. И речь вовсе не о том, что с помощью таких веществ можно просто травить чужеродные виды. Как выяснили исследователи из Университета королевы Виктории в Веллингтоне (Новая Зеландия), неоникотиноиды так меняют поведение инвазивных видов, что над ними легко берут верх коренные виды местной экосистемы.

Рафаэль Барбьери (Rafael Barbieri) и его коллеги наблюдали за действием неоникотиноидов на два вида муравьёв — местного новозеландского Monomorium antarcticum и аргентинского муравья Linepithema humile, злостного инвазивного насекомого, которое распространилось по всему миру.

 

Аргентинский муравей, один из самых опасных инвазивных видов (фото edward_rooks).

 

Муравьям, естественно, давали низкие дозы инсектицида, которые, как пишут исследователи в Proceedings of the Royal Society B, не оказывали никакого воздействия ни на способность муравьёв добывать пищу, ни на другие черты насекомых. Однако картина менялась, когда оба вида встречались друг с другом. Новозеландский муравей под действием инсектицида становился менее агрессивным по отношению к аргентинскому, что, разумеется, способствовало распространению инвазивного вида.

Ну а аргентинский муравей под неоникотиноидом получал поистине заряд безрассудного бешенства. Он бросался в атаку вне зависимости от того, насколько это было опасно для него самого. И в результате выходило, что именно такая невменяемая агрессивность аргентинского муравья помогала новозеландском виду очистить территорию от конкурента.

Неоникотиноиды действуют на нервную систему, поэтому в самих переменах в поведении нет ничего удивительного; удивительно то, что эти перемены оказались столь разными.

Возможно, с помощью сверхнизких доз этих инсектицидов можно будет решить проблему инвазивного аргентинского муравья. Впрочем, прежде нужно точно просчитать все эффекты от препарата (даже в ничтожных концентрациях) в отношении прочих видов животных.

25.10.2013


Источник: nature.com


 
 
Поиск :

Введите слово или фразу для поиска: (например, «профендер»)