Брачный ритуал у животных далеко не всегда происходит так, как это описывается в романтических мелодрамах. Собственно, все эти простирания ниц перед прекрасной дамой есть по большей части плод человеческой культуры, а в животном мире ухаживание и спаривание могут принимать исключительно бесцеремонные и брутальные формы. Тут можно вспомнить и крякв, самцы которых нечувствительно переходят от ухаживания к групповому изнасилованию, и насекомых, практикующих так называемое травматическое осеменение, когда самец просто протыкает самку пенисом...
Однако иногда самец ведёт себя не так грубо, как мог бы, и причина этому — наличие у него братьев. Томазо Пиццари (Tommaso Pizzari) и его коллеги из Оксфордского университета (Великобритания) поставили с мухами дрозофилами такой опыт: к одной-единственной самке-девственнице подсаживали троицу самцов — или чужих друг другу, или братьев, или двух братьев и одного чужого. После чего исследователи наблюдали, как самцы ведут себя по отношению к самке.
Меньше всего мухе надоедали самцы из полностью братской группы. В промежуточной группе, где двое были братьями, а третий — нет, активней всего самки домогался именно чужак, который, в конечном счёте, произвёл столько же потомства, сколько и оба брата. Наконец, сильнее всего самку теребили в том случае, если все три самца не были роднёй.
Однако чем активнее и агрессивнее действовали дрозофилы, тем тяжелее приходилось самке, которая была вынуждена от них отбиваться. В итоге, если самка оказывалась в группе чужаков, она жила меньше и производила меньше потомства, чем самки из других групп: все силы у неё уходили на то, чтобы сопротивляться слишком настойчивому ухаживанию и сопутствующему стрессу. Впрочем, в данном случае зоологи просто констатируют факт, допуская, что снижение плодовитости может быть как следствием физических повреждений, полученных в результате остервенелого ухаживания, так и результатом недоедания из-за постоянной занятости в амурных делах.
Поведение самцов в братской группе вполне объяснимо: каждому из них незачем так уж стараться оплодотворить самку, ведь если это не удастся ему, то уж точно получится у брата — одного, другого, третьего и т. д., и братские гены в итоге окажутся в следующем поколении. Самка тоже в выигрыше: среди братьев она и проживёт дольше, и потомства оставит много. Дрозофилы живут недолго, поэтому, по словам исследователей, братские группы самцов, надо полагать, не такая уж редкость: они просто не успевают разлететься далеко друг от друга.
Но если в родственном коллективе заводится чужак, то групповая идиллия заканчивается: чрезмерная сексуальная активность постороннего самца снижает продуктивность самок, а расслабленное поведение братьев даёт ему изрядную фору. В этом случае группа в целом теряет эволюционную выгоду, однако индивидуальный выигрыш самца-чужака оказывается достаточно велик, чтобы оправдать такое поведение.
Введите слово или фразу для поиска: (например, «профендер»)